АООП ООО с ТНР 5.1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Кузнецка

ПРИНЯТО:
решением педагогического совета
МБОУ СОШ №5 города Кузнецка

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №5
города Кузнецка
Е.В. Ошкина
Приказ от 30.08.2024 г. № 192

Протокол №1 от 30.08.2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
МБОУ СОШ №5 города Кузнецка

2024 год
1

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ......................................................................................... 4
АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (Вариант
5.1) ............................................................................................................................ 6
1.
ЦЕЛЕВОЙ
РАЗДЕЛ
ПРИМЕРНОЙ
АДАПТИРОВАННОЙ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................................................................... 6
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................... 6
1.1.1. Цели реализации адаптированной образовательной основной
образовательной программы основного образования ........................................ 7
1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования .......... 7
1.1.3. Общая характеристика примерной адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования ........................... 9
1.2.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
АДАПТИРОВАННОЙ
ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА .............................. 10
1.3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ........................ 10
1.3.1 Общие положения.......................................................................................... 10
1.3.2. Особенности оценки метапредметных и предметных результатов ......... 10
1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур ..................................... 11
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ................................................................................................... 12
2.1. ПРИМЕРНЫЕ
АДАПТИРОВАННЫЕ
РАБОЧИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, УЧЕБНЫХ КУРСОВ
(В ТОМ
ЧИСЛЕ
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ),
УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ.......................................................................... 12
2.2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ .................................. 12
2.3. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ........................... 12
2.4. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ............................ 12
2.4.1. Цели, задачи и принципы построения программы коррекционной
работы .................................................................................................................... 12
2.4.2. Перечень и содержание направлений работы ............................................ 13
2.4.3. Механизмы реализации программы ........................................................... 17
2

2.4.4. Требования к условиям реализации программы ....................................... 19
2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы .................................... 20
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР ................................... 21
3.1. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН АДАПТИРОВАННОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .............. 21
3.2. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................... 21
3.2.1. Пояснительная записка ................................................................................ 21
3.2.2. Основные направления внеурочной деятельности ................................... 22
3.3. ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ............ 25
3.3.1. Примерный календарный учебный график ................................................ 25
3.3.2. Примерный план внеурочной деятельности .............................................. 25
3.4. ПРИМЕРНЫЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ........................................................... 25
3.5. ХАРАКТЕРИСТИКА
УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ
АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
ФГОС ООО ............................................................................................. 25
3.5.1. Описание общесистемных условий реализации адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования ........ 25
3.5.2. Описание кадровых условий реализации адаптированной
программы основного общего образования ....................................................... 26
3.5.3. Описание психолого-педагогических условий реализации
адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования.............................................................................................. 26
3.5.4. Финансово-экономические условия реализации адаптированной
образовательной программы основного общего образования ......................... 26
3.5.5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
адаптированной программы основного общего образования .......................... 28

3

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи МБОУ СОШ №5 города Кузнецка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП)
основного общего образования (далее – ООО) обучающихсяс тяжелыми нарушениями
речи (далее – ТНР) – это образовательная программа МБОУ СОШ №5 города Кузнецка,
предназначенная для получения образования на уровне основного общего образования
обучающимися с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Обучающийся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на уровне основного
общего образования – физическое лицо, освоившее образовательную программу на уровне
начального общего образования, достигшее по итогам ее освоения планируемых
результатов в овладении предметными, метапредметными, личностными компетенциями
в соответствии с ФГОС НОО и имеющее первичные речевые нарушения, препятствующие
освоению основной общеобразовательной программы на уровне основного общего
образованиябез реализации специальных условий обучения.
Статус обучающегося с ТНР устанавливается психолого-медико-педагогической
комиссией.
При условии компенсации нарушений во время обучения по решению ПМПК
обучающийся может быть переведен на основную программу на уровне основного общего
образования.
АООП ООО МБОУ СОШ №5 города Кузнецка обучающихся с ТНР определяет
содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
АООП ООО МБОУ СОШ №5 города Кузнецка обучающихся с ТНР состоит из
двух вариантов, соответствующих особым образовательным потребностям обучающихся с
ТНР, которые определяются уровнем сформированности устной и письменной речи,
этиопатогенезом, структурой нарушений формирования речевой деятельности и
проявляются в различных потенциальных возможностях освоения содержания
образования: вариант 5.1 и вариант 5.2. Соответственно, в АООП ООО предусмотрена
дифференциация требований к:
• структуре образовательной программы;
• условиям реализации образовательной программы;
• результатам образования.
Применение вариативного подхода к содержанию образования и способам
реализации
программных
требований
способствует
обеспечениюразнообразия
содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Оба варианта программы могут быть реализованы независимо от организационных
форм обучения как в условиях инклюзивной образовательной организации, так и в
специальной образовательной организации или специальном классе.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речиМБОУ
СОШ №5 города Кузнецка
Программа каждого из вариантов обучения состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
АООП ООО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный
и организационный.

4

Целевой раздел определяет общее назначение, цели и задачи реализации,
принципы и подходы, планируемые результаты реализации АООП ООО, кроме того, в
целевом разделе описывается системы оценки достижения планируемых результатов
освоения АООП ООО по каждому варианту обучения.
Содержательный раздел включает программы, ориентированные на достижение
личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий;
примерные программы учебных предметов, коррекционных курсов;
программу коррекционной работы;
программу воспитания.
Организационный раздел включает учебный план ООО, учебный календарный
график, план внеурочной деятельности,описание системы специальных условий
реализации АООП ООО обучающихся с ТНР.

5

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (Вариант 5.1)
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же
сроки обучения. Срок освоения АООП ООО составляет 5 лет.
Для обучения по варианту 5.1 зачисляются обучающиеся с негрубой
недостаточностью речевой и/или коммуникативной деятельности как в устной, так и в
письменной форме. Это может проявляться в виде следующих нарушений:
1) негрубое недоразвитие устной речи, как правило, осложненное органическим
поражением центральной нервной системы;
2) нарушения чтения и нарушения письма;
3) темпоритмические нарушения речи (заикание и др.);
4) нарушения голоса (дисфония, афония).
Проявлениями негрубого речевого недоразвития являются: недостатки
произношения отдельных звуков, незначительное сужение словарного запаса, особенно в
области абстрактной и терминологической лексики, затруднения в установлении
парадигматических отношений (подбор синонимов, антонимов, понимание переносного
смысла и проч.); неустойчивое использование сложных грамматических форм и
конструкций, трудности программирования и реализации развернутых устных
монологических высказываний,в результате которых обучающиеся могут не соблюдать 12 признака текста ( например, последовательность, тематичность и др.). Кроме того,
отмечаются некоторые проблемы компрессии текста - обучающиеся затрудняются
составить сокращенный пересказ, выделить ключевые понятия, часто «застревают» на
деталях, но понимание фактологии и смысла текста осуществляется в полном объеме. Они
способны ответить на смысловые вопросы, самостоятельно сделать умозаключения.
У обучающихся отмечается дефицитарность языковой и метаязыковой
способностей, ограниченность в сложных формах речевой деятельности (при
сформированности бытовой коммуникации).
Нарушения чтения и/или письма у данного контингента учащихся проявляются в
легкой степени. Отмечаются отдельные устойчивые/неустойчивые ошибки, характер
которых определяется ведущим нарушением в структуре нарушения. Понимание
прочитанного не страдает или страдает незначительно в связи с недостаточностью
семантизации отдельных лексических и / или грамматических единиц и / или целостного
восприятия
текста.
Самостоятельные
письменные
работы
соответствуют
требованиямПООП ООО по объему и содержанию.
Дети, имеющие недоразвитие устной речи, нарушения письма и чтения, даже в
легкой степени выраженности, составляют группу риска по школьной неуспеваемости, в
частности, по русскому языку, литературе и другим дисциплинам, освоение которых
предполагает работу с текстовым материалом.
Вариант 5.1 рекомендован для детей с заиканием, проявляющимся в запинках
судорожного характера, не препятствующих эффективной коммуникации или влияющих
на ее эффективность в отдельных ситуациях общения. Следует, однако, иметь в виду, что
стрессовые ситуации могут провоцировать ухудшение состояния речи обучающихся. Это

6

требует специального внимания к организации процедур текущего контроля и аттестации
обучающихся.
Нарушения голоса могут быть выражены в легкой степени или средней степени.
При легкой степени отмечаются: незначительное изменение тембра голоса, заметное, как
правило специалисту. Возможна повышенная утомляемость голоса, монотонность. При
нарушениях голоса в средней степени тяжести наблюдаются следующие проявления:
изменения тембра заметны окружающим, но незначительно препятствуют общению,
голос слабый, измененный тембр, иссякающий, маломодулированный. Эти нарушения не
носят функциональный характер, с одной стороны, например, мутационные изменения
голоса, и с другой – обуславливают наличие психологического дискомфорта,
отрицательных переживаний у обучающегося, что, в свою очередь, снижает
коммуникативную и познавательную активность обучающегося.
1.1.1. Цели реализации адаптированной образовательной основной образовательной
программы основного образования
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования обучающихся с ТНР МБОУ СОШ №5 города Кузнецка направлена на
формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их
личности
(нравственно-эстетическое,
социально-личностное,
интеллектуальное,
физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями, преодоление
недостатков речевой деятельности.
Цели и задачи реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы общего образования МБОУ СОШ №5 города Кузнецка дополняются и
расширяются в связи с необходимостью организации коррекционной работы и
индивидуализации подходов на предметных уроках по преодолению недостатков устной и
письменной речи:
• расширение номенклатуры речеязыковых средств и формирование умения их
активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; развитие готовности и способности к
речевому
взаимодействию
и
взаимопониманию,
потребности
к
речевому
самосовершенствованию;
• формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстом в
ходе его восприятия, а также его продуцирования, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
• развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения.
1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования
Исходя из особенностей проявления речевого нарушения у младших подростков, к
особым образовательным потребностям необходимо отнести:
– обязательность непрерывности коррекционного процесса, тесную взаимосвязь
реализации целей и задач освоения предметных областей и коррекционной работы
(индивидуальных (групповых) логопедических занятий);
– создание условий, нормализующих /компенсирующих состояние речевой
деятельности, других психических функций, аналитико-синтетической и регуляторной

7

деятельности на основе комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми
нарушениями и коррекции этих нарушений;
– постоянный
мониторинг
динамики
формирования
личностных,
метапредметных и предметных результатов с целью оптимизации процесса развития
речемыслительной деятельности;
– применение специальных методов и приемов, средств обучения, в том числе,
компьютерных технологий, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию
принципа «обходного пути», повышающих контроль за устной и письменной речью;
– профилактика и
коррекция социокультурной
дезадаптации
путем
максимального расширения социальных контактов, обучения умению применять
эффективные коммуникативные стратегии и тактики.
Наряду с принципами и подходами, описанными в ООП ООО, выделяются
следующие положения по учету специальных образовательных потребностей
обучающихся с ТНР и созданию специальных условий:
а) наличие входной и промежуточной диагностики состояния устной и письменной
речи, уровня сформированности психических функций, удовлетворениеособых
образовательных потребностей через реализацию индивидуального подхода в
соответствиис этиологией и структурой речевого нарушения в ходе освоения ими
основной образовательной программы;
б) организация пропедевтической и коррекционной работы по их дальнейшей
интеграции в образовательном учреждении, направленной на развитие коммуникативных
навыков и предпосылок усвоения программного материала;
в)реализация комплексного индивидуально ориентированного психолого-медикопедагогического сопровождения в условиях образовательного процесса по преодолению
или минимизации влияния недостатковустной и письменной речи на процесс усвоения
основной образовательной программы детей с ТНРс учётом состояния их здоровья и
особенностей психоречевого развития (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии);
г) создание специальных условий воспитания, обучения детей с ТНР, безбарьерной
среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных
образовательныхтехнологий
и
программ,
разрабатываемых
образовательным
учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных
учебных и дидактических пособийи других средств обучения; соблюдение допустимого
уровня нагрузки, определяемого по итогам входной диагностики и текущего мониторинга
с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий.
Существующие дидактические принципы (систематичности, активности,
доступности, последовательности, наглядности и др.) возможно адаптировать с учетом
категорий обучающихся.
В программу также включены специальные принципы, ориентированные на учет
особенностей обучающихся с ТНР:
• принцип целостности – единство в подходах к диагностике, обучению и
коррекции нарушений детей с ТНР, взаимодействие учителей и специалистов различного
профиля в решении проблем этих детей;
• принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной
системы в обход пострадавшего звена, опору на сохранные анализаторы в процессе
компенсации нарушенных речевых и неречевых функций;
• принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить
комплексный психолого-медико-педагогический характер и включать совместную работу
педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный
психолог, медицинские работники, социальный педагог и др.);

8

•

принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как
способа общения и орудия познавательной деятельности. Реализация данного принципа
достигается путем отбора языкового материала, значимого для обеспечения различных
сфер деятельности обучающихся данного возраста, использование метода моделирования
коммуникативных ситуаций. В обучении детей с ТНР остро стоит проблема
формирования и развития положительной коммуникативной мотивации, потребности в
активном взаимодействии с участниками коммуникативного акта, активизации
мыслительной деятельности. В свете этого ведущая роль отводится речевой практике,
активизации самостоятельной речи обучающихся, созданию таких ситуаций, которые бы
побуждали их к общению;
• онтогенетический принцип определяет необходимость учета основных
закономерностей развития речевой деятельности в норме и следование им в ходе
обучения. Это касается как отбора языкового и речевого материала, так и объемов работы,
последовательность освоения речеязыковых навыков, особенностей формирования
речемыслительной деятельности учащихся.
• принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями, который
обеспечивает достижение личностных результатов в ходе развития речи. Такие
компоненты деятельности как умение планировать и контролировать свою деятельность
необходимо формировать в рамках речевого высказывания. Данный принцип
предполагает работу над анализом собственной речевой продукции, формирования
критериев ее оценивания и умения редактировать.
• учета операционального состава нарушенных действий. Особая роль этого
принципа отмечается в работе с текстовым материалом, когда необходимо
продемонстрировать обучающемуся систему операций, произведя которые можно
построить свой текст или проанализировать (а затем понять) чужой. Необходимо
составить развернутые модели создания текстов, задать последовательность, реализация
которой приведет к искомому результату. В этих моделях обязательно должны
учитываться лингвистические и функциональные характеристики текстов различных
типов и жанров, а также индивидуальные особенности обучающегося (нарушенные звенья
механизмов порождения и понимания текста), т. е. необходимо соотнести имеющиеся
трудности с тем текстовым материалом, который предъявляется обучающимся на уроках.
Пооперационное выполнение действий способствует наработке способа действия,
формированию динамического стереотипа, что также является необходимым условием
развития языковых умений и навыков для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Помимо этого, расчлененное выполнение действий позволяет более точно выявить
нарушенное звено в серии операций, а также дает возможность формировать осознанный
самоконтроль. Это является особенно важным, поскольку в связи с невозможностью
опираться на чувство языка в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи доля
сознательности в процессе восприятия и порождения текстов резко увеличивается.
1.1.3. Общая характеристика адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования
Соответствует ФООП ООО

9

1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Соответствуют ФООП ООО
Личностные результаты освоения всех образовательных областей и учебных
дисциплин расширяются и дополняются следующими показателями:
• овладение навыками коммуникации и принятыми формами социального
взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей;
• владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликты, находить компромисс в
спорных ситуациях;
• овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях, стремление
к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные результатыосвоения всех образовательных областей и учебных
дисциплин расширяются и дополняются следующими показателями:
• способность использовать русский и родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне;
• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера
ошибок;
• умение использовать различные способы поиска в справочных источниках в
соответствии с поставленными задачами; уметь пользоваться справочной литературой;
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
изложение);
• создавать тексты различных стилей и жанров (устно и письменно);
• осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой
и ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и др.).
Предметные результаты
Соответствуют ФООП ООО
1.3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
1.3.1 Общие положения
Соответствуют ФООП ООО
1.3.2. Особенности оценки метапредметных и предметных результатов
Соответствуют ФООП ООО

10

1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур
В целом соответствует ФООП ООО.
Специальные условия проведения текущей и промежуточной аттестации
учащихся с ТНР могут включать:
– особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся
с ТНР; - привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для учащихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий);
– присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
– при необходимости адаптирование инструкции с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ТНР:
• упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
• упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
• в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами;
– при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ОВЗ (более
крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другогои др.);
– при
необходимости
предоставление
дифференцированной
помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
– увеличение времени на выполнение заданий;
– возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
Наряду с этим при оценивании промежуточных результатов урочной и внеурочной
деятельности обучающих учитывается специфика проявления дефекта, его структура и
степень выраженности.
При оценивании устных и письменных ответов и работ учитывается структура
речевого дефекта. Оценивание устных ответов и чтения осуществляется без учета
нарушений языковых/ речевых норм, связанных с недостатками произносительной
стороны речи (произношение звуков, воспроизведение слов сложной слоговой структуры,
интонационных и ритмических структур и др.).
При оценке чтения у обучающихся с дислексией не учитываются специфические
ошибки: замены букв, перестановки, пропуски и т. д.
Оценивание письменных работ осуществляется с особым учетом специфических
(дисграфических) ошибок: 3 дисграфические ошибки одного типа (акустические,
моторные, оптические, ошибки языкового анализа) оцениваются как 1 орфографическая.
Государственная итоговая аттестация регламентируется нормативно-правовыми
актами, регулирующими содержательные и организационно-методические особенности
государственно-итоговой аттестации с лицами с ограниченными возможностями здоровья
(Федеральным Законом«Об Образовании в Российской Федерации», Приказами
Минпросвещения России и Рособрнадзора, инструктивными письмами и методическими
материалами, направляемыми Рособрнадзором, или иными нормативными актами).

11

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ПРИМЕРНЫЕ АДАПТИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ
ПРЕДМЕТОВ, УЧЕБНЫХ КУРСОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ
Соответствуют ФООП ООО
2.2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Соответствует ФООП ООО
2.3. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Соответствует ФООП ООО
2.4. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Программа коррекционной работы (далее - ПКР) является неотъемлемым
структурным компонентом основной образовательной программы образовательной
организации. ПКР разрабатывается для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(далее ТНР) и соответствует требованиям, предъявляемым в ФООП ООО.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ТНРопределяются адаптированной основной образовательной
программой, а для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида.
ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава
обучающихся с ТНР, региональной специфики и возможностей образовательной
организации.
ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими
уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные
потребности, которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной
степени у обучающихся с ТНР. Программа ориентирована на развитие их потенциальных
возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего
обучения и успешной социализации.
Структура ПКР включает инвариантный коррекционно-развивающий курс
«Индивидуальные и групповые логопедические занятия» и возможность проведения
дополнительных коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию
первичных и вторичных дефектов.
ПКР разрабатывается на период освоения обучающимся адаптированной основной
образовательной программыосновного общего образования и включает следующие
разделы: целевой, содержательный, организационный.
2.4.1. Цели, задачи и принципы построения программы коррекционной работы
Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной
системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ТНР
для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации
первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации
ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося.
Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений
коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное,
информационно-просветительское). При составлении программы коррекционной работы
выделены следующие задачи:

12

• определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и
оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной
программы основного общего образования;
• определение оптимальных специальных условий для получения основного
общего образования обучающимися с ТНР, для развития их личностных, познавательных,
коммуникативных способностей;
• разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных
образовательных программ для детей с ТНР;
• реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения
обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума
образовательной
организации
(ППк),
индивидуальной
программой
реабилитации/абилитации инвалида);
• реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной ориентации обучающихся с ТНР;
• обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в
комплексной работе с обучающимися с ТНР;
• осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.
Содержание программы коррекционной работы, наряду с принципами,
описанными в ПООП ООО определяют следующие принципы:
– Принцип единства диагностики и коррекции (отражает целостность
процесса оказания психолого-педагогической помощи, в том числе, логопедической
помощи обучающему с ТНР. Это один из основополагающих принципов, так
как эффективность коррекционной работы в большой мере зависит от качества
проведенной диагностики. Данный принцип реализуется в двух аспектах. Вопервых, началу
осуществления
коррекционной
работы
обязательно
должен
предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его
основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи
коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей
деятельности требует постоянного мониторинга достижений обучающегося в процессе
коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в
задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологопедагогического воздействия.
– Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной
работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития
обучающегося.
– Принцип коррекционной направленности обучения, воспитания и
развития обучающихся предполагает разработку специальных педагогических
мероприятий, направленных на компенсацию или минимизацию речевого дефекта,
психического и физического развития обучающихся.
2.4.2. Перечень и содержание направлений работы
Содержательный раздел ПКР включает перечень и содержание индивидуально
ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению
обучающимися с ТНР адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционноразвивающее, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются
содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной
организации (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).
Характеристика содержания направлений коррекционной работы

13

Диагностическая работа включает себя следующие составляющие:
• выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР при
освоении основной образовательной программы основного общего образования;
• проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики
нарушений в психическом и(или) физическом развитии обучающихся с ТНР; подготовка
рекомендаций по оказанию обучающимся психолого-педагогической помощи в условиях
образовательной организации и вне ее;
• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с
ТНР, выявление его резервных возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой, речевой сфер и личностных
особенностей обучающихся;
• изучение
социальной
ситуации
развития
и
условий
семейного
воспитанияобучающегося;
• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося с
ТНР;
• мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных и
коррекционных программ основного общего образования.
Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа, наряду с
направлениями, обозначенными в ПООП ООО включает в себя следующее:
• разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционноразвивающих программ; выбор и использование специальных методик, методов и
приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями
обучающихся с ТНР;
• организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей
обучения;
• коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной, коммуникативной и речевой сфер;
• формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
• развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции;
• развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и
профессионального самоопределения;
• социальную защиту обучающегося в случаях неблагоприятных условий жизни
при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа предусматривает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимися с ТНР, единых для всех участников образовательного процесса;
• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ТНР отбора и адаптации
содержания предметных программ;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приемов коррекционного обученияобучающегося с ТНР;
• консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие
свободному и осознанному выбору обучающимися с ТНР профессии, формы и места
обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными
способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
• информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с
особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей),
педагогических работников;

14

• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим
недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения обучающихся с ТНР
• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных
представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей
различных категорий детей с ТНР.
Перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих мероприятий
определяются в соответствии со следующими тематическими разделами:
– мероприятия, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной
регуляции поведения и деятельности;
– мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию отклоняющегося
поведения, формирование социально приемлемых моделей поведения в различных
жизненных ситуациях, формирование устойчивой личностной позиции по отношению к
неблагоприятному воздействию микросоциума;
– мероприятия, направленные на развитие личностной сферы, развитие
рефлексивной позиции личности, расширение адаптивных возможностей личности,
формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в
условиях реальной жизненной ситуации;
– мероприятия, направленные на развитие и коррекцию коммуникативной
сферы, освоения сценариев общения в различных ситуациях общения, способов
конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях;
– мероприятия, направленные на развитие познавательной сферы;
– мероприятия, направленные на предупреждение и преодоление вторичных
вербальных и невербальных нарушений в структуре учебной деятельности обучающегося;
– мероприятия, направленные на преодоление недостатков речевого развития, на
формирование и развитие полноценной речевой деятельности;
– мероприятия, направленные на психологическую поддержку обучающихся с
ТНР.
В учебной внеурочной деятельности коррекционно-развивающие занятия со
специалистами (учитель-логопед, педагог-психологидр.)планируютсяпоиндивидуальноориентированным коррекционно-развивающим программам (таблица 1).
Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционно-развивающая работа может
осуществляться по программам дополнительного образования разной направленности
(художественно-эстетическая,оздоровительнаяидр.),опосредованно
стимулирующих
преодоление трудностей в обучении, развитии и социальной адаптации.
Таблица 1
Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Направление
Привлекаемые
Деятельность
Ожидаемые результаты
коррекционной
специалисты
к специалистов
в коррекционной работы
работы
реализации
рамках
данного специалистов
по
данного
направления
выделенным
направления
направлениям
Диагностическое
Учитель-логопед
Логопедическое
Входной
мониторинг
обследование
уровня развития устной и
Анализ
письменной
речи,
педагогической и заполнение речевых карт,
медицинской
уточнение заключений,
документации
выявление
резервных
Промежуточный
возможностей,

15

Педагог-психолог

Коррекционноразвивающее

Консультативнопросветительское
направление

Учитель-логопед

мониторинг
комплектование групп,
динамики
Итоговый
мониторинг
(на
конец года)
Психологическое
Входной
мониторинг
обследование
уровня
развития
эмоционально-волевой,
личностной
сферы,
заполнение
документации, уточнение
заключений,
комплектование групп,
1) Организация и
Позитивная
динамика
проведение
отслеживаемых
индивидуальных и параметров.
групповых
Успешность
освоения
занятий;
предметных результатов.
2) Составление
расписания
индивидуальных и
групповых
занятий;
3) Написание
планов
индивидуальной
работы;
4) Написание
рабочих программ;

Педагог-психолог,
другие
специалисты
психологопедагогического
сопровождения

1) Организация и
проведение
индивидуальных и
групповых
занятий;
2) Составление
расписания
индивидуальных и
групповых
занятий;
3) Написание
планов
индивидуальной
работы;
4) Написание
рабочих программ;

Позитивная
динамика
отслеживаемых
параметров.
Успешность
освоения
предметных результатов.

Учитель-логопед

Консультирование
родителей
по
вопросам
особенностей
воспитания
и

Помощь родителям
(законным
представителям) в
выборе стратегий
воспитанияобучающегося

16

Педагог-психолог

обучения детей с
тяжелыми
нарушениями речи
Консультация,
беседа,
родительские
собрания и т.д.
Консультирование
педагогов
по
выбору
индивидуально
ориентированных
методов и приёмов
работы
с
обучающимися,
имеющими
тяжелые
нарушения
речи
Консультация,
беседа,
МО,
педагогическое
совещание
(соответственно
тематике) и т.д.
Консультирование
педагогов смежных
профессий по
психологопедагогическим и
социальноличностным
особенностям
детей с ТНР
Консультация,
беседа, заседание
ПМПк, МО,
круглый стол
(соответствующая
тематика)

с тяжелыми
нарушениями речи.
Ознакомление родителей
с
психологопедагогическими
особенностями младших
подростков с ТНР.
Помощь в выборе
индивидуальноориентированных
методов и форм работы с
обучающимися,
имеющими тяжелые
нарушения речи.
Ознакомление педагогов
с
психологопедагогическими
особенностями детей с
тяжелыми нарушениями
речи

Ознакомление коллег с
психологопедагогическими
и
социально-личностными
особенностями
обучающихся
с
тяжелыми нарушениями
речи

Организационный раздел содержит описание системы комплексного психологомедико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики
развития, успешности освоения адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающимися с ТНР.
2.4.3. Механизмы реализации программы
Для реализации требований к ПКРможет быть создана рабочая группа, в которую
наряду с основными учителями целесообразно включить следующих специалистов, в
зависимости от особенностей проявления нарушения и его динамики, в том числе, на
временной основе: педагога-психолога, учителя-логопеда, других специалистов
психолого-педагогического сопровождения.

17

ПКР может быть разработана рабочей группой образовательной организации
поэтапно. На подготовительном этапе определяется нормативно-правовое обеспечение
коррекционной работы, анализируется состав детей с ТНР в образовательной
организации, их особые образовательные потребности; сопоставляются результаты
обучения этих обучающихся на предыдущем уровне образования; создается
(систематизируется, дополняется) фонд методических рекомендаций по обучению данных
категорийобучающихся сТНР.
На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания
обучающихся с ТНР, организация и механизм реализации коррекционной работы;
раскрываются направления и ожидаемые результаты коррекционной работы,
описываются специальные требования к условиям реализации ПКР. Особенности
содержания индивидуально-ориентированной работы могут быть представлены в рабочих
коррекционных программах, которые прилагаются к ПКР.
На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза программы,
возможна ее доработка; проводится обсуждение хода реализации программы на школьных
консилиумах, методических объединениях групп педагогов и специалистов, работающих
с детьми с ТНР; принимается итоговое решение.
Для реализации ПКР в образовательной организации может быть создана служба
комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся
с ТНР.
Психолого-медико-социальная помощь оказывается обучающимся на основании
заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка
обучающихся с ТНР обеспечиваются специалистами образовательной организации
(педагогом-психологом, медицинским работником, социальным педагогом, учителемлогопедом), регламентируются локальными нормативными актами конкретной
образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во
внеурочной деятельности.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся
является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной
организации, представителей администрации и родителей (законных представителей).
Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую
стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики
учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии,
медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность,
других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности
Рекомендуется планировать коррекционную работу во всех организационных
формах деятельности образовательной организации: в учебной (урочной и внеурочной)
деятельности и внеучебной (внеурочной деятельности).
Коррекционная работа в обязательной части реализуется в учебной урочной
деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На
каждом уроке учитель-предметник может поставить и решить коррекционноразвивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Освоение учебного
материала этими обучающимися осуществляется с помощью специальных методов и
приемов.
При наличии нелинейного расписания в учебной урочной деятельности возможно
проведение уроков специалистами с обучающимися со сходными нарушениями из разных
классов параллели по специальным предметам (разделам), отсутствующим в учебном
плане нормально развивающихся сверстников.

18

Также эта работа осуществляется в учебной внеурочной деятельности в группах
класса, в группах на параллели, в группах на уровне образования по специальным
предметам.
ПКР включает реализацию коррекционно-развивающего курса «Индивидуальные
и групповые логопедические занятия» и предусматривает возможность проведения
дополнительных коррекционно-развивающих занятий со специалистами (учительлогопед, педагог-психолог, инструкторы адаптивной или лечебной физической культуры
и другие педагоги, реализующие адаптированную основную образовательную
программу.) по индивидуально ориентированным или групповым коррекционным
программам при наличии заключения ПМПК (или ППк) о необходимости их организации.
Дополнительные коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в
индивидуальной, групповой или подгрупповой форме.
Необходимость проведения дополнительных коррекционно-развивающих занятий
может возникнуть в следующих случаях:
– необходимость дополнительно психолого-педагогического сопровождения
после длительной болезни или медицинской реабилитации,
– низкая динамика формирования речеязыковых и коммуникативных
компетенций или их распад, обусловленные наличием органической патологии,
– зачисление обучающегося с ТНР в течение учебного года,
– недостаточная активность когнитивно-познавательной деятельности,
– и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе индивидуально
ориентированной коррекционно-развивающей помощи.
Организациясетевоговзаимодействияобразовательныхи
иных
организаций
является одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы
на
уровне
основногообщегообразования.Сетеваяформареализациипрограммы
коррекционной работы предполагает использование ресурсов нескольких образовательных
организаций
(общеобразовательнаяшкола,государственныеобразовательныеучреждениядляобучающих
ся,нуждающихсявпсихолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.), а
также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, спорта и иных
организаций.
Сетевое
взаимодействие
осуществляется
в
форме
совместной
деятельностиобразовательныхорганизаций,направленнойна обеспечение условий для
освоения обучающимися с ТНР адаптированной основной программы основного общего
образования.
Образовательные
организации,
участвующие
в
реализации
программыкоррекционнойработыврамкахсетевоговзаимодействия,должныиметьсоответс
твующиелицензиинаправо осуществления образовательной деятельности. Порядок и
условия взаимодействия образовательных организаций при совместной реализации
программы коррекционной работы определяется договором между ними.
2.4.4. Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение
Дополняется за счет необходимости восполнения пробелов в структуре
речеязыковых средств, а также других компонентов языковой системы, развития и
совершенствования полноценной речевой деятельности, развития мотивации общения и
коммуникативныхкомпетенций,необходимыхдля
жизничеловекавобществе,наосновепланомерноговведениявболеесложнуюсоциальнуюсред
у,расширенияповседневного жизненного опыта, социальных контактов с другими людьми.
Программно-методическое обеспечение
Соответствует ФООП ООО.
Кадровое обеспечение

19

Учитель-логопед, проводящий коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные
и групповые логопедические занятия», должен иметь высшее профессиональное
педагогическое образование в области логопедии.
Лица,
имеющие
высшее
педагогическое
(психолого-педагогическое,
психологическое) образование по другим профилям, для реализации данной программы
должны пройти профессиональную переподготовку в области логопедии с получением
диплома о профессиональной переподготовке установленного образца.
Материально-техническое обеспечение
Соответствует ФООП ООО. Наряду с этим необходимо предусмотреть наличие
следующих средств:
–
технические средства обучения, включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, с учетом специальных образовательных потребностей
обучающихся;
– специальные учебные пособия, рабочие тетради, специальные дидактические
материалы;
– при необходимости (в случае отсутствия устной и письменной речи)
использование альтернативных средств коммуникации.
Информационное обеспечение
Соответствует ФООП ООО
Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной
образовательной среды, обеспечивающей:
– преемственность начального и основного уровней образования с учетом
специфики проявления речевых и неречевых дефектов у обучающихся с ТНР и проблемы
их социализации;
– воспитание, обучение, развитие и социальную адаптациюиинтеграцию
обучающихся с ТНР;
– качество результатов освоения адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования, в соответствии с требованиями,
установленными ФГОС ООО.
2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к
результатам, определенным вариантом АООП ООО для детей с ТНР (5.1)
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный
характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с ТНР.
Достижения обучающихся с ТНР рассматриваются с учетом их предыдущих
индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это
может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений
обучающегося, а также оценка на основе его портфеля достижений. Оценка динамики
личностных, метапредметных или иных результатов осуществляется в ходе мониторинга
успешности освоения ФАООП ООО для детей с ТНР на основе диагностики,
осуществляемой специалистами, и может иметь количественно-качественный характер
(бальная оценка, уровневая оценка, описание динамики речевого развития в речевой
карте).
В результате осуществления коррекционной программы у обучающихся должен
быть достигнут уровень сформированности устной и письменной речи, соответствующий
возрастному уровню, или могут сохраняться минимизированные проявления нарушений
устной и письменной речи до уровня, позволяющего освоить базовый объем знаний и
умений обучающихся в области общеобразовательной подготовки.

20

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР
3.1. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебный план МБОУ СОШ №5 города Кузнецка соответствует учебному
плану, предлагаемому в ФООП ООО, с учетом изменений, определяемых ФГОС ООО,
а также Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Из часов, отводимых на внеурочную деятельность, не менее 5 академических часов
на каждого обучающегося отводится на коррекционно-развивающие курсы. Из этих часов
не менее 2х 1 часов недельной нагрузки на одного обучающегося выделяются на
коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и групповые логопедические
занятия», который является неотъемлемой частью внеурочной деятельности. Частота и
продолжительность групповых и индивидуальных логопедических занятий определяется
Примерным «Положением об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность» (утверждено распоряжением
Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 года)».
Для отдельных обучающихся с ТНР может быть разработана индивидуальная
адаптированная образовательная программа и индивидуальный учебный план,
учитывающий особенности их психофизического развития и состояние здоровья.
− Максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся и максимальная
нагрузка с учетом деления классов на группы;
− план комплектования классов.
Учебный
план
образовательной
организации
может
также
составлятьсяврасчетенавесьучебныйгодилиинойпериодобучения, включая
различные
недельные учебные планы с учетом специфики календарного учебного графика
образовательной организации. Учебные планы могут быть разными в отношении
различныхклассоводнойпараллели.Такжемогутсоздаваться
комплексныеучебныепланысучетомспецификиреализуемых
образовательныхпрограмминаименованийобразовательных организаций.
В
учебном
плане
могут
быть
также
отражены
различные
формыорганизацииучебныхзанятий,формыпромежуточной аттестации в соответствии с
методическими
системами
и
образовательнымитехнологиями,используемымиобразовательной
организацией(уроки,практикумы,проектныезадания,исследовательские модули, тренинги,
погружения, самостоятельные и лабораторные работы обучающихся и пр.).
3.2. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.2.1. Пояснительная записка
В целом соответствует ФООП ООО
Виды внеурочной деятельности дополняются коррекционно-развивающими курсом
«Индивидуальные и групповые логопедические занятия», а также дополнительными
коррекционно-развивающими курсами, направленными на восполнение пробелов в
речевой деятельности детей, преодолении вторичных отклонений в развитии, а также
формировании предпосылок успешного освоения личностных, метапредметных и
предметных компетенций.

Часы считаются на основе суммирования времений посещения обучающимся как индивидуальных, так и
групповых логопедических звнятий
1

21

3.2.2. Основные направления внеурочной деятельности
Соответствуют ФООП ООО, дополняются за счет включения коррекционноразвивающих курсов.
Коррекционно-развивающие
занятия
учителя-логопеда
по
программе
коррекционной работы (коррекционный курс «Индивидуальные и групповые
логопедические занятия»).
Цели: Содержание коррекционных занятий определяется дифференцированными
целями и задачами коррекционной работы с обучающимися на уровне основного общего
образования в зависимости от структуры нарушения и тяжести его проявления.
Основными направлениями работы являются:
а) восполнение пробелов в развитии устной речи и формирование полноценной
речевой деятельности;
б) развитие психических функций и пространственных представлений,
обеспечивающих функционирование механизмов письменной речи:
в) коррекция дисграфии и дислексии;
г) формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение
программного материала по разделу «Русский язык» и «Литература», а также
формирование умений работать с текстами любой направленности (в т.ч. гуманитарной,
естественнонаучной, текстами задач и т.д.).
Коррекционно-развивающая работа проводится в форме индивидуальных,
групповых и подгрупповых занятий, направленных на формирование полноценных
речемыслительных процессов, обеспечивающих полноценную речевую деятельности
детей с ТНР, а также совершенствование их социальной и учебной коммуникации и
адаптации к условиям обучения на уровне основной общего образования.
Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально,
однако, каждый обучающийся должен посетить Коррекционно-развивающие занятия
учителя-логопеда по программе коррекционной работы (коррекционно-развивающий курс
«Индивидуальные и групповые логопедические занятия») не реже 3 раз в неделю.
Ориентировочная продолжительность занятий:
Групповое занятие (наполняемость от 6 до 8 человек – до 30 минут);
Подгрупповое занятие (наполняемость от 2 до 6 человек – до 25 минут);
Индивидуальное занятие (до 20 минут).
Этапы организации: диагностический, коррекционный, мониторинг эффективности.
Содержание рабочей программы
Логопедическая диагностика предусматривает:
– обследование обучающихся с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая;
– изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях
обучающихся с ТНР, представленных в заключении психолого-медико-педагогической
комиссии;
– комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании
диагностической информации от специалистов различного профиля;
– выявление симптоматики и уровня речевого развития обучающихся сТНР;
– установление этиологии, механизма, структуры речевого нарушения у
обучающихся с ТНР;
– анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач,
содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР;
Коррекционный этап.
По итогам обследованияобучающиеся делятся по группам, составляются рабочие
программы и график проведения логопедических занятий.
Речевой материал, предъявляемый на коррекционно-развивающих занятиях должен
коррелировать с программным материалом по другим предметам, но изучаться в

22

практическом плане (без введения терминологии) и с опережением по сравнению с
изучением теории.
Шаблон
Программа
логопедического сопровождения обучающегося с …. (логопедическое
заключение)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Основные методы обучения, используемые на занятиях:
СОДЕРЖАНИЕ
Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в
ходе изучения следующих тем:
Форма организации деятельности обучающихся:
Планирование коррекционной работы
№№
Тема занятия
Кол-во
часов

Мониторинг эффективности осуществляется, как правило в конце учебного года.
При необходимости мониторинг может осуществляться в более ранние сроки при
необходимости внесения изменений в рабочую коррекционную программу обучающегося.
Результаты мониторинга обсуждаются на ППк образовательной организации, на
основании решения которого решается вопрос об адекватности выбранной программы.
Коррекционно-развивающие занятия, направленные на нормализацию речевых и
коммуникативных процессов (примерный список).
Логоритмика
Коррекционно-развивающие занятия по логоритмике предназначены, прежде для
обучающихся с нарушениями темпо-ритмических нарушений речи. Они могут
проводиться в форме групповых или индивидуальных занятий.
Основной целью логоритмики является перевоспитание речи обучающихся с
темпо-ритмическими нарушениями речи через тренировку и развитие необходимых
качеств общей и речевой моторики.
Задачи логоритмики:
– поэтапное развитие ритма общих движений, музыкального ритма и разных
видов речевого ритма у обучающихся
– развитие чувство ритма, совершенствование навыка обучающихся ощущать в
движениях, в музыке, в речи ритмическую выразительность;
– формирование плавности и слитности речи;

23

– развитие дыхания и силы голоса;
– нормализация темпа говорения;
– совершенствование выразительность речи.
Условия эффективности логоритмики:
• совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя с четким
согласованием целей и задач по развитию ритмических процессов;
• определенное чередование проведения занятий музыкального руководителя и
учителя-логопеда на каждом этапе формирования моторного и речевого ритмов;
• систематичность проведения занятий.
Примерная схема проведения логоритмического занятия.
1. Вводная часть (1-5минут). Организация внимания обучающихся, улучшение
осанки, развитие координации движений со словом в ходьбе, повторение старых и вновь
предложенных несложных упражнений, выполнение несложных элементов танцевальных
движений.
2. Основная часть (15-25 минут). Упражнения на регулирование мышечного
тонуса, на развитие внимания, памяти, координации движений со словом и стихотворным
текстом.
3. Заключительная часть (10-15 минут). Мимическая гимнастика, спокойная
ходьба, фигурная маршировка, расслабление.
Для проведения занятий по «Логоритмике» возможно объединение обучающихся
из разных классов и параллелей. Максимальная наполняемость группы – не более 15
человек. Минимальное количество не ограничивается. В группу также могут включаться
обучающиеся с другими формами речевой патологии.
Рабочие программы разрабатываются с учетом особенностей проявления дефекта.
Развитие навыков эффективной коммуникации.
Программы, направленные на развитие коммуникативных процессов, могут иметь
различные названия, в зависимости от широкой или узкой их направленности. Данная
программа предназначена для обучающихся с проблемами в развитии коммуникативной
компетенции. Содержание программы направлено на преодоление личностных
дефицитов, выявленных в процессе логопедического обследования и в процессе
мониторинга успешности коммуникативного поведения обучающегося в процессе
обучения.
Цель программы: развитие коммуникативной сферы обучающихся.
Задачи программы:
1. Обогащение поведенческого репертуара обучающихся социально приемлемыми
сценариями коммуникации в различных ситуациях.
2. Развитие средств невербального и вербального общения.
3. Формирование умений сотрудничать, работать в группе.
4. Развитие рефлексии (умения анализировать эффективность коммуникации.
Основными методами и приемами по реализации программы являются: словесный
(беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ и создание видео и
мультимедийных материалов, иллюстраций), ролевые игры, психодрама, тестирование,
инсценирование, выполнение проектов, конкурсы и др.
Методы, приемы и формы работы определяются возрастом обучающихся, а также
специальными потребностями каждого обучающегося.
Занятия проводятся в группах, в том числе, в разновозрастных, наполняемостью не
более 6 обучающихся.
Наряду с перечисленными видами коррекционно-развивающих занятий в
образовательной организации могут быть разработаны другие программы, адекватные
специальным потребностям обучающихся.

24

Шаблон рабочей программы коррекционного курса….
Результаты обследования (в соответствии с направленностью программы
коррекционного курса)
Планируемые результаты освоения программы:
• Личностные результаты:
• Метапредметные результаты:
Основные методы обучения, используемые на занятиях:
СОДЕРЖАНИЕ
Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в
ходе изучения следующих тем:
Форма организации деятельности обучающихся:
Планирование коррекционной работы
№№
Тема занятия
Кол-во
часов

3.3. ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.3.1. Примерный календарный учебный график
Соответствует ФООП ООО
3.3.2. Примерный план внеурочной деятельности
Соответствует ФООП ООО
Специфичным является необходимость выделения не менее 5 часов в неделю на
каждого обучающегося в рамках коррекционно-развивающих курсов. При этом
количество посещений данных занятий может варьироваться, в зависимости от
продолжительности занятий, например, если продолжительность занятия менее одного
академического часа.
3.4. ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Соответствует ФООП ООО
3.5. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С
ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО
3.5.1.Описание общесистемных условийреализации адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования
Должны соответствовать требованиям ФГОС ООО

25

3.5.2. Описание кадровых условий реализации адаптированной программы
основного общего образования
Соответствует ФООП ООО
Наряду с этим необходимо учитывать следующие кадровые условия.
Учитель-логопед, проводящий коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные
и групповые логопедические занятия»,должен иметь высшее профессиональное
педагогическое образование в области логопедии.
Лица,
имеющие
высшее
педагогическое
(психолого-педагогическое,
психологическое)
образование
по
другим
профилям,
для
реализации
курса«Индивидуальные и групповые логопедические занятия» должны пройти
профессиональную переподготовку в области логопедии с получением диплома о
профессиональной переподготовке установленного образца.
Педагоги, участвующие в реализации АООП ООО, должны иметь высшее
педагогические образование по другим профилям ипройти повышение квалификации по
проблемам обучения обучающихся с ТНР.
3.5.3. Описание психолого-педагогических условий реализации адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования
Наряду с условиями, описанными в ФООП ООО, необходимо создание условий,
обеспечивающих специальные образовательные потребности обучающихся с ТНР.
В зависимости от доступных обучающимся видов речевой деятельности работа с
вербальным материалом в процессе обучения варьирует. Выбор конкретного варианта
осуществляется учителями-предметниками в соответствии с тяжестью проявления и
структурой речевого нарушения и в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда,
участвующего в реализации образовательной программы, осваиваемой учащимся.
Отбор вербального материала для изучения осуществляется в соответствии с
целевыми и содержательными установками каждой конкретной дисциплины, а также с
учетом речеязыковых возможностей обучающихся.
Предъявление вербального материала осуществляется в зависимости от
индивидуальных особенностей восприятияобучающихся и может быть только устным
(аудирование), только письменным (чтение) или устным и письменным в сочетании
(аудирование и чтение). Возможно преобразование вербального материала (например,
текстовых задач и т.п.) в графический или предметный (схемы, модели и др.).
Изложение обучающимся текстового материала в устной и или письменной форме
иные виды работы с текстом (редактирование, трансформация, восстановление и др.)
осуществляется после предварительного анализа с возможной опорой на алгоритм, схему
и / или конкретные образцы.
Для заикающихся детей целесообразным является увеличение времени для устного
ответа, предоставление времени на подготовку ответа.
При необходимости соблюдения обучающимся по варианту 5.1 специального
речевого и голосового режима (при заикании, нарушениях голоса или в иных случаях) в
его обеспечении принимают участие все участники образовательного процесса.
3.5.4.Финансово-экономические условия реализации адаптированной
образовательнойпрограммыосновного общегообразования
Финансовое обеспечение реализации адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ, в том числе
обучающихся с ТНР, базируется на нормах закона «Об образовании в Российской
Федерации» (п.3 части 1 ст. 8; п. 2 ст. 99) и подходах, прописанных в разделе 1.5.3
федеральной основной образовательной программы основного общего образования.
Финансовое обеспечение реализации адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с ТНР опирается на исполнение

26

расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение
общедоступного и бесплатного основного общего образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья с учетом создания специальных условий
обучения.
Финансирование реализации АООП ООО обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи осуществляется в соответствии с расходными обязательствами на основе
государственного
(муниципального)
задания
по
оказанию
государственных
(муниципальных) образовательных услуг, казенного учреждения – на основании
бюджетной сметы, в объеме, определяемом органами государственной власти субъектов
Российской Федерации согласно нормативным затратам на обеспечение государственных
гарантий. Нормативные затраты определяются на основе базового норматива затрат на
оказание государственной (муниципальной) услуги и корректирующих коэффициентов к
базовому нормативу.
Нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги по
реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи учитывают вариативные
формы обучения, тип образовательной организации, сетевую форму реализации
образовательных программ, применяемые образовательные технологии, специальные
условий получения образования обучающимися с ТНР с учетом их особых
образовательных потребностей, обеспечение дополнительного профессионального
образования педагогическим работникам, обеспечение безопасных условий обучения и
воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также иные
предусмотренные
законодательством особенности организации и осуществления образовательной
деятельности для обучающихся с ОВЗ, за исключением образовательной деятельности,
осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного
обучающегося, если иное не установлено законодательством.
Расчет нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
адаптированной образовательной программы основного общего образования
осуществляется в соответствии с требованиями, определенными в Приложении 1 к
Приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 662
«Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание
государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования,
дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального
образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование,
профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое
обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание
государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным
(муниципальным) учреждением».
Согласно требованиям ФГОС ООО финансовое обеспечение реализации АООП
ООО обучающихся с ТНР учитывает расходы, необходимые для коррекции нарушений
развития и создания специальных условий получения образования в соответствии с
особыми образовательными потребностями обучающихся. При расчете регионального
норматива учитываются затраты рабочего времени педагогических работников
образовательных организаций на урочную и внеурочную деятельность, в том числе на
обязательную реализацию Программы коррекционной работы АООП ООО ТНР в объеме
не менее 5 часов в неделю.
При реализации адаптированной основной образовательной программы с
привлечением ресурсов иных организаций на условиях сетевого взаимодействия
действует механизм финансового обеспечения образовательной деятельности,
отраженный в локальных нормативных актах образовательной организации.

27

Финансовое обеспечение реализации ФАООП ООО обучающихся с ТНР не
предполагает выхода за рамки установленных параметров финансирования
государственной (муниципальной) услуги по реализации адаптированных основных
образовательных программ основного общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
3.5.5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение адаптированной
программы основного общего образования
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Должны соответствовать требованиям ФГОС ООО и современному состоянию
информационно-коммуникационных средств.
Помимо материально-технических условий, перечисленных, а ПООП ООО
необходимо обеспечить:
– технические средства обучения, включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, с учетом специальных образовательных потребностей
обучающихся;
– специальные учебные пособия, рабочие тетради, специальные дидактические
материалы;
– при необходимости (в случае отсутствия устной и / или письменной речи)
использование альтернативных средств коммуникации;
– контролируемый доступ обучающихся к информационным образовательным
ресурсам в сети Интернет.
В зональную структуру образовательной организации включаются логопедические
кабинеты и кабинеты педагога-психолога.
Оснащение данных кабинетов должно включать достаточный набор мебели,
специальные приспособления для ведения занятий (зеркала, наборы салфеток, зонды,
дезинфицирующие материалы, и проч.), технические средства, с включением
современных электронных устройств – проекторы, интерактивные доски, планшеты,
компьютеры и проч.).

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ГОРОДА
КУЗНЕЦКА, Ошкина Елена Вячеславовна, Директор

29.11.24 14:24
(MSK)

28

Сертификат 2F5010332490C68F76436ABB1DE313E3


Наверх

Муниципальное задание

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Муниципальное задание (1).pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».