положение о наставничестве

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Кузнецка
(МБОУ СОШ № 5 города Кузнецка)

СОГЛАСОВАНО
Профсоюзным комитетом
МБОУ СОШ№ 5 города Кузнецка
(протокол от 10.10.2024 №14 )

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 5
города Кузнецка Е.В.Ошкина
14.10.2024, приказ №254

Положение
о наставничестве работников
МБОУ СОШ №5 города Кузнецка

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о наставничестве работников МБОУ СОШ №5
города Кузнецка (далее – Положение) регламентирует порядок организации
наставнической деятельности среди работников МБОУ СОШ №5 города
Кузнецка (далее – организация, образовательная организация), в том числе
правила разработки и реализации программ наставничества, ее
мониторинга.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
законодательством
РФ, локальными
нормативными
актами
образовательной организации.
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии
и партнерстве.
Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки
и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными
извне знаниями и навыками.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих
их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника
и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых
результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает
новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных
формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный
опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального
результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками,
необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации
и самосовершенствования наставляемого.

Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в образовательных
организациях.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для
успешной личной и профессиональной самореализации в современных
условиях, а также создание условий для формирования эффективной
системы
поддержки,
самоопределения
и профессионального
развития работников организации.
2.2. Задачи внедрения наставничества:







улучшение
показателей
организации
в образовательной,
воспитательной, социокультурной и спортивной сферах;
создание психологически комфортной среды для адаптации,
развития и повышения квалификации работников, увеличение
числа закрепившихся в профессии кадров;
обеспечение способов эффективного обмена личностным,
жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта
образовательной и профессиональной деятельности организации;
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг
образовательной организации, способного на комплексную
поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные
и партнерские отношения.
3. Порядок организации наставничества

3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем
у обучающихся и работников, которые можно решить с помощью
наставничества.
3.2. Наставники подбираются из числа работников организации и
приглашенных специалистов из наиболее подготовленных, обладающих
высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих
способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом
в коллективе.
3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного
месяца до одного года в зависимости от его задач и запроса наставляемого.

3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного
наставляемого)
и (или)
коллективным
(когда
наставничество
распространяется на группу наставляемых).
3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе
с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, (в
том числе в виде подписания дополнительного соглашения к трудовому
договору о выполнении дополнительной работы по наставничеству) и лица,
в отношении которого осуществляется наставничество.
3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного
отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении
которого осуществляется наставничество, по другим веским причинам.
3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока
в случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим положением,
или по решению руководителя организации.
3.8. Результатами эффективного наставничества считаются:








улучшение
показателей
организации:
образовательных,
спортивных, культурных;
развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
улучшение
психологического
климата
образовательной
организации,
создание
психологически
комфортной
и плодотворной среды развития работников;
привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие
инновационных
образовательных
и социальных
программ
образовательной организации;
уменьшение текучести кадров образовательной организации.

3.9. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества
предусматривается:



объявление благодарности, награждение почетной грамотой;
материальные
поощрения
в соответствии
с локальными
нормативными актами школы.

4. Руководство наставничеством
4.1.
Внедрение
и реализация
наставничества
возлагаются
на ответственного за функционирование системы наставничества

работников, который назначается распорядительным актом руководителя
образовательной организации.
4.2. Ответственный за функционирование системы наставничества
работников осуществляет следующие функции:






ведение и корректировку баз наставников и наставляемых;
организацию обучения наставников;
контроль реализации программ наставничества, в том числе в виде
мониторинга;
решение организационных вопросов, возникающих в процессе
реализации наставничества;
получение и анализ обратной связи от участников программы.

4.3. Ответственный за функционирование системы наставничества
работников уполномочен:









определять кандидатуру наставника и наставляемого;
определять число лиц, в отношении которых наставник
одновременно осуществляет наставничество;
определять срок наставничества (реализации программы
наставничества);
осуществлять контроль деятельности наставника и деятельности
наставляемого, вносить необходимые изменения и дополнения
в процесс работы по наставничеству, программу наставничества;
вносить предложения о замене наставника;
вносить предложения о поощрении наставника;
обеспечивать
своевременное
представление
надлежаще
оформленных документов по итогам наставничества.

5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник имеет право:






вносить предложения ответственному за функционирование
системы наставничества работников или руководителю
структурного подразделения, в котором работает наставляемый,
о создании условий для совместной работы;
требовать от наставляемого, выполнения указаний по вопросам,
связанным с его деятельностью и реализацией программы
наставничества;
осуществлять контроль деятельности наставляемого в форме
личной проверки выполнения заданий, поручений и качества
выполненной работы;



обращаться с заявлением к руководителю образовательной
организации с просьбой о сложении с него обязанностей
наставника
конкретного
лица,
в отношении
которого
осуществляется наставничество.

5.2. Наставник обязан:

















составить и реализовывать программу наставничества;
руководствоваться требованиями законодательства РФ и локальных
нормативных
актов
организации
при
осуществлении
наставнической деятельности;
способствовать
формированию
у наставляемого
высоких
профессиональных и морально-психологических качеств;
оказывать
содействие
наставляемому
в исполнении
его
обязанностей,
ознакомлении
с основными
направлениями
деятельности, полномочиями и основами корпоративной культуры;
оказывать
содействие
наставляемому
в изучении
законодательства РФ
и локальных
нормативных
актов
организации, регламентирующих исполнение должностных
обязанностей наставляемого;
способствовать освоению наставляемым практических приемов
и способов качественного выполнения своих обязанностей,
устранению допущенных ошибок;
передавать наставляемому накопленный опыт профессионального
мастерства, обучать наиболее рациональным приемам, передовым
и безопасным методам работы;
привлекать к участию в общественной жизни коллектива
образовательной организации;
способствовать
формированию
у наставляемого
дисциплинированности
и исполнительности,
нацеленности
на результативную работу, рост производительности труда,
проявлению требовательности в вопросах соблюдения норм
профессиональной этики;
докладывать ответственному о процессе адаптации наставляемого,
его достижениях, результатах реализации программы развития.

6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый имеет право:



обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным
с реализацией программы наставничества;
вносить
предложения
по корректировке
программы
наставничества;



обращаться к ответственному с ходатайством о замене наставника.

6.2. Наставляемый обязан:








выполнять
мероприятия
программы
наставничества
в установленные сроки;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
обязанностей при реализации программы наставничества;
совершенствовать профессиональные навыки, практические
приемы и способы качественного исполнения обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру
в работе;
обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам
работы;
участвовать в общественной жизни коллектива образовательной
организации.

7. Разработка программы наставничества
7.1. Программа наставничества (далее – программа) разрабатывается
наставником или ответственным за функционирование системы
наставничества
работников,
другим
работником,
назначенным
руководителем образовательной организации, в соответствии с
Положением, локальными нормативными актами организации и запросом
наставляемого.
7.2. Программа носит срочный характер, срок ее реализации определяется
запросами потенциальных наставляемых в данный период с возможностью
пролонгации при необходимости. Программа может корректироваться
наставником
и
ответственным при
обязательном
согласовании
с участниками исходя из специфики ситуации.
7.3. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные
для удовлетворения выявленных у потенциальных наставляемых
запросов формы, методы и приемы организации наставничества,
учитывая имеющиеся у образовательной организации ресурсы.
7.4. Структура программы должна соответствовать таблице, приведенной
ниже.
Структура программы

№п/п Элементы программы

Содержание элементов программы

1

Пояснительная записка

Цель
и задачи
программы
наставничества в соответствии с
выявленным
запросом
наставляемого

2

План-график
программы

3

Мониторинг
Описание
содержания,
этапов
эффективности реализации и сроков
мониторинга
программы
и ответственных за его проведение

4

Приложение

реализации Таблица с мероприятиями и сроками
реализации
программы,
ответственными,
описанием
итогового
или
контрольного
события, результата

Анкеты, опросники, справки, иные
материалы,
необходимые
для
реализации программы

7.5. Программа утверждается ответственным за функционирование
системы наставничества работников после согласования с руководителем
организации.
8. Мониторинг
наставничества

и оценка

результатов

реализации

программы

8.1. Мониторинг реализации программы наставничества состоит из двух
основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2)
оценка
мотивационно-личностного,
профессионального роста наставляемых.

компетентностного,

8.2. Мониторинг реализации программы наставничества осуществляется
на основе анкетирования и опросов участников программы в соответствии
с графиком, установленным программой.
8.3. В целях обеспечения открытости реализации модели наставничества
на сайте образовательной организации размещается и своевременно
обновляется следующая информация:


реестр наставников;





мини-портфолио наставников;
перечень социальных партнеров, участвующих в реализации
программы наставничества;
анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой
модели наставничества, и др.

9. Порядок прекращения наставничества
9.1. Наставничество завершается по истечении срока, на который оно было
установлено.
9.2. Работник имеет право досрочно отказаться от наставничества, а
работодатель — досрочно его отменить, предупредив об этом другую
сторону не менее чем за три рабочих дня. Для этого наставник подает
заявление, а работодатель вручает ему уведомление о прекращении
наставничества. Досрочное прекращение наставничества работодатель
оформляет приказом, с которым знакомит наставника и наставляемого под
подпись.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00A5BF3724DE3D2E93A96140605265FB0D
Владелец: Ошкина Елена Вячеславовна
Действителен: с 02.07.2025 до 25.09.2026


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Муниципальное задание

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».